Джеки Чан. История становления и жизненное кредо актёра и режиссёра Джеки Чана, прославленного за бесстрашие на съёмках и доброе сердце. 7 апреля 2017 года Джеки Чану исполнилось 63 года. Его творческий путь начался ещё в 1970-х годах и с тех пор, выполняя сложные трюки, он сломал десятки костей, но остался жизнерадостным и энергичным актёром со своим уникальным стилем. Чан стремится стать примером подражания для детей и много добился в этом направлении. Благодаря доброму нраву и комедийной натуре сотни теперь уже взрослых людей благодарят китайского актёра за то, что он сделал их детство счастливее. Первые годы жизни и актёрское развитие После окончания Второй мировой войны в сентябре 1945 года жителя Китая Чарльза Чана завербовало Министерство обороны как шпиона. Параллельно с этим мужчина тайно сотрудничал с местной мафией, занимающейся распространением опиума. Во время одного из рейдов он познакомился со своей будущей женой Лили, которая торговала наркотиками на чёрном рынке. Когда в 1949 году к власти в стране пришли коммунисты, женатая пара сбежала в Гонконг. В родном городе Чарльз оставил четырёх детей от другой жены, с которыми с тех пор не общался. 7 апреля 1954 года у четы родился сын Кон Сан (Kong-sang), спустя годы получивший от друзей прозвище Джеки Чан. У родителей не было денег на содержания ребёнка и они попытались продать его британскому врачу, принимавшему роды. Их переубедили. Несколько лет спустя семья отправилась искать работу в Австралии, но через год родители Чана выслали сына обратно в Гонконг. Там он в восемь лет поступил в Китайский институт оперы. Как рассказывал Чан, когда его спросили в институте, сколько он хочет учиться — три года, пять или десять лет — незнающий математику актёр наугад ответил «десять» Следующие годы он учился петь, изучал боевые искусства, драму и акробатику. Преподаватели постоянно били учеников за плохую подготовку, и поэтому Чану приходилось совершенствовать навыки. Благодаря институту он с детства снимался в китайских мюзиклах и изучал китайскую киноиндустрию. Однако в институте преподавали только азы грамматики, иностранных языков и математики, что привело к общей неграмотности актёра. К 17 годам Чан владел тхэквондо и кунг-фу достаточно хорошо, чтобы спокойно отбиться от группы противников. В 18 лет Чан выпустился из института и устроился на две работы: акробатом в цирк и каскадёром в кино. В 1972 году он участвовал в съёмках «Кулака ярости» и познакомился со своим кумиром — мастером боевых искусств и актёром Брюсом Ли. Смелость Чана на съёмках заинтересовала знаменитого актёра, и он пригласил его работать каскадёром. Так Чан снялся в «Выходе дракона», фильме 1973 года выпуска. Во время съёмок картины в одной из сцен Ли избивает героя Чана и бьёт его палкой в висок. Удар оказался несильным, но каскадёр сделал вид, что ему больно. Когда сцену отсняли, Ли подлетел к избитому актёру и начал извиняться и обнимать его. Как рассказал Чан в 2013 году, это был один из лучших моментов его жизни. В июле 1973 года трагичный случай изменил жизнь Чана навсегда — 32-летний Брюс Ли умер. По официальной версии актёр принял таблетку от головной боли, которая привела к отёку мозга и смерти. Однако врачи так и не объяснили, как лекарство, состоящее из аспирина и транквилизатора мепробамата, вызвало смертельный эффект. Противники официального объяснения причин утверждали, что Ли умер от передозировки наркотиками. Также выдвигалась теория, что мастера боевых искусств тайно убили монахи Шаолиня. Со смертью Ли киноиндустрия потеряла ведущего актёра кунг-фу боевиков. Тысячи людей пришли на похороны мастера боевых искусств в Вашингтоне, чтобы попрощаться с кумиром. В трауре находился и Чан, но вскоре его пригласили заменить Ли в жанре рукопашных боевиков. По сути, молодому актёру предложили стать копией Ли и продолжить его серию фильмов в жанре жестоких кунг-фу сражений. Режиссёры видели в молодом Чане потенциал, но сам актёр понимал, что не хочет повторять стиль умершего кумира. Это было бы неуважительно и стало бы признаком бесталанности, поэтому Чан сформировал свой стиль. Актёру нравились комедийные звёзды американской киноиндустрии, в том числе Бастер Китон и Чарли Чаплин. Он умел делать трюки и превосходно дрался, а жанру гонгонских боевиков требовалось свежее лицо. Чан сложил эти факторы вместе и сформулировал стиль фильмов кунг-фу, балансирующий между непрерывными драками с множеством людей в кадре и приёмами немых комедий. Успех формулы Чан продемонстрировал в «Пьяном мастере» 1978 года выхода. Молодой актёр отлично смотрелся в роли бойца рукопашного искусства, который умудрялся наносить противникам смертоносные удары и при этом выглядеть как деревенский алкоголик. После «Мастера» в начале 1980-х Чан вёл переговоры об игре в американских боевиках, но никто не хотел использовать комедийный стиль актёра. Из-за отказов Чан сыграл только в нескольких нишевых американских фильмах и вернулся в Гонконг, где затем снял «Проект А», «Полицейскую историю» и «Доспехи Бога». Именно эти фильмы прославили Чана и закрепили за ним образ доброго и отважного героя, способного сражаться с десятком противников одновременно и при этом выглядеть безобидно. Он выполнял трюки без страховки и использовал дублёров лишь в тех случаях, когда не мог сыграть из-за сломанных конечностей или черепно-мозговых травм. Впрочем, к помощи дублёров приходилось прибегать редко. Зачастую Чан пересиливал страх и боль от предыдущих падений, чтобы снять сцену. Точно такой же выдержки он требовал от каскадёров. Хотя они, в отличие от Чана, никогда не ломали себе копчик и не пробивали череп, после «Полицейской истории» многие отказались работать с актёром: его считали сумасшедшим, требующим слишком сложных и опасных трюков. С ним остались только самые преданные участники «Ассоциации каскадёров Джеки Чана», основанной в 1973 году. Годы спустя каскадёры рассказывали, как Чан безвозмездно отдавал им половину своих денег для оплаты квартиры или дарил машину. Успешная карьера Чана продолжилась и в 1990-х. У актёра не было аналогов в жанре кунг-фу боевиков, и он стал востребован как в Китае, так и в США. В 1995 году телеканал MTV присудил актёру Премию за жизненные достижения. Церемонию вручения проводил тогда подхваченный успехом «Криминального чтива» режиссёр Квентин Тарантино. Он признался, что считает Чана одним из величайших актёров всех времён и своим личным вдохновителем. В 1996 году Чан снялся в главной роли фильма «Разборка в Бронксе», который за первый день показа в США собрал 10 миллионов долларов при бюджете в 7,5 миллионов долларов. Картина закрепила успех и стиль Чана, и некогда неизвестный и неграмотный каскадёр получил мировую славу. Жизненные принципы и режиссёрский почерк В первые годы карьеры Чан сильно беспокоился о деньгах и старался работать как можно лучше, чтобы его позвали в следующий фильм. В 1975 году актёр даже сыграл в порнофильме, чтобы накопить денег. Однако с годами он понял, что в ответе за влияние, которое его работы окажут на киноиндустрию. Благодаря совершенствованию навыков Чан владеет чёрным поясом по корейскому боевому искусству хапкидо, профессионально знает кунг-фу и говорит на китайском, английском, корейском и японском. Во многом режиссёрский почерк Чана уникален, потому что он сформирован на базе двух жанров из разных стран: американской немой комедии и гонконгских боевиков кунг-фу. Подобно Чаплину, Чан создаёт комедию не с помощью шуток, а через ситуации, происходящие с героем. А при создании боевой части использует многолетний опыт китайского кинематографа, зародившегося ещё в 1920-х годах. В отличие от героев американских боевиков, которые выглядят на экране неуязвимыми, в кино Чану действительно больно. Его с размаху бьют в лицо, сталкивают с большой высоты, поджигают, бьют током. Актёр всегда оказывается слабее оппонентов: у них могут быть ножи, пистолеты, они могут нападать толпой в 30 человек или оказаться вдвое больше и сильнее Чана. Поэтому любое столкновение всегда превращается в паническую попытку актёра отбиться от врагов. Его герои выигрывают не потому что лучше дерутся, а потому что упорствуют в самых безвыходных ситуациях. Другой приём Чана — он использует в качестве оружия любые подручные предметы. Дверцы холодильника, палочки для суши, клавиатуру, кубики лего — Чан виртуозно жонглирует различными бытовыми вещами, одновременно превращая их в опасное оружие и заставляя зрителей удивляться его находчивости. Другой известный приём — перфекционизм. Чан тратит часы на съёмки даже незначительной сцены, шлифуя хореографию драк, положение камеры и ритм картины. Он любит динамичные и быстрые сцены, но, в отличие от многих режиссёров, готов потратить деньги, время и нервы для их длительного отлаживания. Преданность актёра вдумчивой работе хорошо отражается на постановке, благодаря которой фильмы Чана легко и весело смотреть. Именно этого упорства, как считает Чан, не хватает американскому кинематографу: режиссёры зачастую экономят деньги на съёмках, нанося вред качеству картины. Конечно, у Чана есть очевидное преимущество перед американскими актёрами — он выполняет трюки самостоятельно и без страховки. С рассвета его карьеры за рубежом страховые компании США внесли актёра и его каскадёров в чёрный список: слишком часто со съёмок кого-то увозила скорая помощь. В 1985 году при работе над «Полицейской историей» в одной из сцен Чан пробил телом плотное стекло. В США для таких эпизодов используют сахарный муляж, но тогда Чан об этом не знал. При выполнении трюка он порезал голову и руки. Однако это не самое тяжёлое повреждение в карьере Чана. В 1978 году на съёмках «Пьяного мастера» актёру рассекли бровь и край глаза, что едва не лишило Чана зрения. В 1983 году во время работы над «Проектом А» актёр упал с 12-метровой часовой башни, повредив позвоночник, растянув шею, сломав пять рёбер и нос. В 1985 году при записи эпизода «Полицейской истории» Чан неудачно съехал со столба, увешанного гирляндами, повредив тазобедренную кость и два грудных позвонка, что почти привело к параличу. Однако это не остановило актёра. На съёмках «Доспехов Бога» в 1986 году он прыгнул со стены замка на дерево, но не удержался и упал головой на камень с 12-метровой высоты, пробив череп. Это привело к кровоизлиянию в мозг, но врачи оперативно доставили актёра в больницу, где ему сделали операцию и закрыли отверстие в голове металлической пластиной. После этого у Чана плохо слышит правое ухо. Актёр рассказывал, что каждый трюк пугает его одинаково сильно, но самый главный случился в 1998 году на съёмках картины «Кто я?». Чану нужно было без страховки проскользить по боковой части здания Центра переговоров и мероприятий в нидерландском городе Роттердам. К этой сцене актёр готовился две недели. За актёрскую карьеру Чану три раза перебивали нос, он ломал пальцы, ребра, лодыжки, бедра, вышибал плечи, рассекал брови, терял зубы, отбивал копчик и пах. Неудачные дубли Чан обычно показывает в титрах к своим картинам, хотя поздние американские версии лишены особо жестоких сцен. В Китае разрешено демонстрировать фильмы с реальным насилием, когда, к примеру, актёр случайно поджигает самого себя или его по-настоящему бьют палкой по голове. В американских фильмах это запрещено. Чан привык работать по многим направлениям киноиндустрии. В 2012 году он вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как человек, который больше всего указан в титрах фильма. При разработке картины «Доспехи бога: Миссия Зодиак» Чан занимал 15 должностей, в том числе сценариста, режиссёра, ведущего актёра, продюсера, исполнительного продюсера, постановщика, композитора и дизайнера одежды. Он также попал в Книгу рекордов как актёр, исполнивший около тысячи опасных трюков. По мотивам приключений актёра сняли мультфильм «Приключения Джеки Чана», где в конце каждого эпизода артист отвечал на присланные ему молодыми зрителями вопросы. Как и в начале карьеры, Чан отказывается играть в фильмах плохих героев, так как хочет стать для детей примером для подражания. Актёр неоднократно обращался к юным фанатам и призывал их хорошо учиться в школе и изучать компьютеры, а не мечтать стать бойцом кунг-фу. При этом в своей книге «Я счастливый» актёр рассказал, что однажды ударил своего сына и признался, что не считает себя хорошим отцом. Личная жизнь и планы на будущее Самой большой жизненной неудачей Чан считает недостаток образования. Он мечтает наверстать упущенное, но не может найти время для самообразования. С момента крупных успехов в карьере актёр занимается благотворительностью. Он финансирует строительство школ в бедных районах Китая. В 2011 году Чан провел концерт по сбору денег на борьбу с последствиями взрыва Фукусимы в Японии. Акция собрала больше 3 миллионов долларов. В этот же год он основал благотворительную организацию в Европе для строительства школ и домов престарелых в бедных районах. В январе 2017 года Чан пожертвовал 65 тысяч долларов на помощь жителям Таиланда, пострадавшим от наводнения. Чан поддерживает коммунистическое правительство Китая и считает США самой коррумпированой страной в мире. При этом актёр считает, что китайскому правительству следует пристальнее следить за своими жителями. В 2013 году Чан рассказал, что некогда переехал жить в США из-за угроз гонконгской мафии, вымогавший у актёра деньги. Годы спустя (актёр не уточнил точную дату) он вернулся в родной город и обедал в местном ресторане, когда к нему подошли 20 человек с ножами. В ответ Чан достал из кармана пистолет, связку гранат и заявил, что нападавшие «зашли слишком далеко». Актёр не рассказал, чем закончилась стычка. Расследование полиции заключило, что по факту происшествия нет состава преступления. Последний вышедший с Чаном фильм — «Доспехи бога: В поисках сокровищ» за авторством режиссёра Стэнли Туна, также известный как «Кунг-фу йога». История фильма лишь косвенно продолжает сюжет саги «Доспехи Бога», прославившей актёра. В Китае фильм вышел в январе 2017 года, премьера в России назначена на май. В 2014 году Чан говорил о планах сняться в продолжении картины «Карате-пацан», однако нынешняя судьба проекта неизвестна. В сентябре 2017 года с Чаном в главной роли выйдет фильм «Иностранец», рассказывающий о ветеране Вьетнамской войны, потерявшего семью из-за жестоких убийств и атаки террористов. По сюжету главный герой отправится мстить преступникам и, судя по всему, это будет тот редкий фильм в карьере Чана, на который нельзя сходить с детьми. Однако фильмы — это не единственная отдушина актёра. С 1980-х годов он выпустил больше 20 альбомов и записал главную песню к мультфильму Disney «Мулан». Последний музыкальный проект Чана Skiptrace вышел в 2016 году как саундтрек для фильма «По следу». Чан остепенился в 1981 году, женившись на тайваньской актрисе Линь Фэнцзяо (Lin Feng-jiao). Через год у четы родился сын, и Лин бросила успешную карьеру, став домохозяйкой. Их ребёнок Джейси Чан стал профессиональным музыкантом и актёром, однако, в отличие от отца, не создаёт хороший пример для детей. В январе 2015 года его приговорили к шести месяцам тюрьмы за найденные у артиста 100 граммов марихуаны. Сам Чан, в 2009 году назначенный китайской полицией на должность «посла по контролю за наркотиками», заявил, что ему стыдно за поведение сына. Кроме этого у Чана есть 17-летняя дочь Этта Чжолинь (Elaine Ng Yi-Lei). В 2015 году она отреклась от отца, так как он навещал её лишь несколько раз в год и не проявлял интереса к жизни девушки. Официально актёр не признал дочь и заявил, что не планирует оставлять сыну своё состояние — около 350 миллионов долларов. Чан уверен: если его сын способен зарабатывать, то ему не понадобятся отцовские деньги. После смерти актёра деньги отправят на благотворительность. В ноябре 2016 года, спустя сорок лет карьеры в кинобизнесе, Джеки Чану присудили «Оскар» за заслуги в кинематографе.

Теги других блогов: режиссёр Джеки Чан актёр